12. История происхождения стиля Ампир в мебели. 

 

 

 

  Антикварная мебель ярко демонстрирует изменение вкусов и модных тенденций каждой эпохи. В конце XVIII века мебельное производство получило новое развитие, отразив изменившиеся приоритеты, связанные с историческими  переменами. Неоклассический стиль, находящийся на пике популярности, постепенно обретал новые формы и линии.  Старинные предметы меблировки начинают демонстрировать интерес публики к археологическим находкам и очевидное влияние французского императора Наполеона Бонапарта.

 

   Рождение стиля Ампир.

 

   Характерные черты древнеримской культуры проявляются в мебели еще до начала Великой французской революции на протяжении с 1789 по 1799 годов. Египетский поход, интерес к древностям и военные успехи Наполеона Бонапарта добавляют свой колорит в дизайн мебели.   Антикварный стиль приобретает новое название – Ампир, EMPIRE, и на следующие пятнадцать лет прочно обосновывается в европейских странах.   

 

   Вдохновленные археологическими открытиями, самые известные архитекторы и декораторы Чарльз Персье и Пьер Франсуа Леонард Фонтэйн, поддерживаемые  императором Франции вносят изменения в стиль, формы, орнаменты и мотивы старинных  интерьеров, предметов меблировки и аксессуаров.   Они становятся законодателями моды, которая распространяется на английский стиль Регентства, также построенный на археологических открытиях и находках,  и поддержанный архитектором Английского королевского двора Генри Холландом.

 

   Влияние вкусов и взглядов на особенности декора.

 

  Антикварный стиль Ампир возрождает ощущение монументальности,  исчезнувшее с наступлением XVIII века. Его влияние заметно проявляется в мебельных аксессуарах, французских тканях и фарфоровых изделиях, чьё производство поощрял Наполеон Бонапарт, поскольку считал произведения искусства инструментами прославления его победоносных походов,  военного и политического успеха и престижа Франции. 

 

   Влияние античной культуры на  формы и орнаменты, являвшихся атрибутом  стиля Людовика XVI, заметно на изготовлении новых предметов меблировки, чей декор дополняется изображениями пчелы, орла, звезд и экзотических иероглифических рисунков,  привезенных из египетского похода. Принадлежность предмета старины к стилю Ампир демонстрирует заглавная буква «N», находящаяся внутри  лаврового венка на овальном пьедестале.

 

   Императрица Жозефина внесла свой вклад в развитие антикварного стиля Ампир желанием добавить в интерьер изображения лебедей.  Стулья, кресла и столы приобретали декор в виде грациозных птиц с изогнутыми шеями. Их изображения  украшают подлокотники, ручки и обивку антиквариата, и поддерживаются рисунком штор, ковров и фарфоровыми изделиями  в парадных залах Мальмезона.

 

  Египетские акценты и темы в антикварной мебели этой эпохи возникли под влиянием барона  Вивант Денона,  являвшегося археологом и участвовавшего в экспедициях на Ближнем Востоке. Благодаря его рисункам, в орнаментах мебели появляются изображения герм, пальмовых листьев, кариатид и другой экзотики.

 

   Манера и материалы изготовления.

 

   Сдержанная и геометрически сбалансированная антикварная мебель, относящаяся к стилю  Ампир,  изготавливалась из  ценных пород красного и черного дерева, привозимого с французских колоний, декорировалась латунными и позолоченными бронзовыми фигурками, в значительной степени перекликавшимися с мифами  и историей Древнего Рима и Древней Греции.

 

  Получивший широкое распространение во всех странах Европы, антикварный стиль Ампир еще в течение многих десятилетий влиял на взгляды, формы и линии старинной мебели и дольше всего задержался в Италии, отчасти потому, что вызывал очевидные ассоциации  с Римской империей и способствовал возрождению национального искусства и архитектуры.