Мебель и стиль эпохи Наполеона Бонапарта.

 Наполеон Бонапарт подарил своё имя не просто стилю, а целому направлению в искусстве благодаря своему огромному влиянию на формирование вкусов того времени, который прослеживается до конца неоклассицизма и характеризуется художественными произведениями той эпохи, включая период Директории и Консульства. Наполеон живо интересовался развитием мануфактур французского текстиля, фарфора и мебели, поощряя увеличение их производства для славы Франции, а также другие направления искусства, которые способствовали возвышению его правления. 

 Революционные завоевания были отражены в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве того времени, и изобиловали фигурами Славы и Победы. Античные формы и орнаменты, которые уже встречались в стиле эпохи Людовика XVI, смешиваются с имперскими символами Наполеона, включая изображение пчелы, латинской буквы N, окруженной лавровым венком, звезды, орла и экзотических мотивов в виде иероглифов, привезенных из египетской компании (май 1795 – октябрь 1799г). Любимыми персонажами императрицы Жозефины были лебеди, они украсили ручки кресел, шторы, ковры, фарфор и парадные залы ее дома в Мальмезоне. 

 Неоклассицизм времен Директории основывался на искусстве и дизайне, позаимствованном из форм  древней Греции и Рима, который начал входить в моду под влияние раскопок Помпеи и Геркуланума, заменяя элементы стиля рококо. Мебель и элементы повторяли линии предметов, найденных в Помпеях или изображенных на античных вазах.

 Неоклассические и египетские изображения объектов оживляли все произведения искусства, в том числе настенные украшения, серебро, обои, изготовленные Жаном Зубером и Иосифом Дюфуром, ткани из Жюи и Лиона, гобелены, севрский и китайский фарфор, а также мебель. Обычно ее изготавливали из красного дерева, привезенного с Кубы и Антильских островов, или заменяли различными ценными породами, бывшими в то время в употреблении. Изображения, показывающие победы Наполеона, должны были способствовать увеличению героических и гражданских добродетелей французского императора, которые отражали его рвение к службе и успех завоевателя. Дизайн эпохи Консульства и Имперской эпохи был охарактеризован символами войны и победы, императорскими эмблемами, такими как золотой орел, классическим изображением пальмовых листьев и лавровых венков. Эти символы власти демонстрировали визуальную связь между существующим режимом и славой, и властью римских императоров. 

 Египетский поход Наполеона привел к увлечению французами египетскими элементами и темами, которые  были введены и распространились главным образом с помощью барона Доминика-Вивант Денон, который, будучи археологом, привез их из экспедиции с Ближнего Востока. В своих публикациях он изобразил рисунки и офорты герм, пальмовые листья, кариатиды и другую экзотику, напрямую скопированную в храмах, с колонн и королевских гробниц. Имея тесное общение с императором по поводу внесения египетской символики во французский дизайн, он способствовал еще большему введению ее во французскую моду на следующие десятилетия. 

 В начале 19-го века дворы всей Европы приняли стиль ампир, особенно это касалось России, где он стал основным. В Германии и Австрии он сосуществует с мягким стилем Будермейер, привнося лишь незначительные изменения во внутренний интерьер. Чарльз Персье и Пьер-Франсуа-Леонар Фонтен были самыми влиятельными фигурами в области дизайна и декорирования мебели в эпоху имперского стиля. В их обязанности входило обновление королевских резиденций, благодаря чему они не только способствовали развитию этого направления в искусстве, но и создали труды, которые стали важнейшими справочниками относительно стиля ампир. 

 Мебель в стиле ампир отличалась строгими геометрическими линиями и украшалась мифологическими и историческими фигурками из латуни и позолоченной бронзы.  Благодаря опытному мастеру Голдсмит Пьер-Филипп Томире, который производил бронзовые крепления, эти элементы быстро заслужили популярность.   Имперский стиль  придавал элегантность сервизам, драгоценностям и табакеркам, выполненным из драгоценных металлов известными французскими мастерами.

 Стиль ампир имел огромную популярность и был принят во всей Европе и при всех королевских и царских дворах. В Англии он стал известен как стиль регентства.