7. Антикварная мебель в  английских стилях.

    Английские стили мебели отражают влияние модных тенденций материковой Европы, однако имеют свои особенности и отличия. Они демонстрируют региональные вариации. Этот термин закрепился за предметами антиквариата Британских островов, поскольку Англия, Уэльс, Шотландия и Ирландия имели собственные центры производства и вносили акценты в мебельные элементы.

 

    Региональные различия между старинными изделиями северных и южных областей хорошо заметны при рассмотрении стульев. Мастерские Уэльса продолжали изготавливать комоды и кабинеты, как символ статуса, в то время как в Англии этот предмет меблировки перестал быть модным. В конце 18-го века краснодеревщики Эдинбурга в Шотландии производили изящную мебель, часть которой существенно отличалась от лондонских экземпляров.

 

   Середина 18-го века ирландская антикварная мебель отличалась экстравагантностью за счет использования искусно выполненной резьбы. Предметы меблировки из красного дерева, особенно тумбочки с гнутыми ножками, получили собственное название стиля, известного как «ирландский Чиппендейл».

 

   Средневековый стиль и его черты в английском антиквариате.

 

   Черты средневекового стиля в мебели появились с момента завоевания Британских островов норманнами. Закругленные арки становятся типичным элементом. Переход от романского к готическому стилю происходил постепенно и к 1550 году завершился полностью демонстрацией новых линий и форм. Ярким примером изящества стрельчатых арок становится коронационный стул Вестминстерского аббатства, который тесно связан с именем мастера Вальтера Дарема. Готический стиль возрождается в эпоху Регентства и отражается на Викторианском периоде.

 

   Ренессанс Елизаветы I.

 

   Приход Елизаветы на трон в 1558 году становится началом новой эры в стиле антикварной мебели, который получил название Ренессанс Елизаветы или Возрождение. Предметы старинной меблировки становятся простыми и функциональными. Начиная с 1570 года, на  модных тенденциях сказывается влияние Франции, Голландии и Италии. Мастера краснодеревщики вносят в отделку декоративные элементы в виде инкрустации, резных кариатид, переплетающихся орнаментов.

 

    Якобинский стиль и Реставрация.

 

   Якобинский стиль прослеживается в антиквариате с момента  правления короля Джеймса  I, который занял английский престол в 1603 году. Геометрически правильные формы,  балясины и шарообразные ножки становятся основными чертами стиля и остаются популярными вплоть до 1720 года. Антикварная мебель периода Реставрации   демонстрирует доминирование    стиля барокко франко-голландского направления. Гнутые ножки, резные завитки и шпон в виде декоративной отделки вносят легкость и  изящество в предметы антикварной мебели.

 

    Период Уильяма и Мери.

 

    Внутренние проблемы Франции подтолкнули французских и голландских мастеров-протестантов переехать в Великобританию. Нашедшие убежище в новой стране,  краснодеревщики внесли изысканность в элементы старинной мебели и сделали распространенным явлением декорирование шпоном из грецкого ореха и черного дерева. Ножки стульев обретают форму трубы или витые контуры. К 1702 году крученые линии опор становятся гнутыми.  

 

   Стиль королевы Анны и Георгианский период.

 

   Период правления королевы Анны ознаменовывается упрощением форм старинной мебели, что отражается на сдержанной декоративности ножек и отделке. Поверхности покрываются шпоном из грецкого ореха, но маркетри становится уже менее очевидным украшением винтажных предметов меблировки.    Английские ремесленники, получившие навыки в континентальной Европе, не смогли создать своё направление стиля.

 

    К Георгианскому периоду антиквариат обретает более тяжелые формы и остается таким же сдержанным в декоре, как и во время правления королевы Анны. Архитектор Уильям Кент ввел в моду стулья с ножками, опоры которых приобрели вид  лап с когтями на шаре. К 1754 году древесина ореха обретает большую популярность и вытесняет красное дерево вследствие его дороговизны. Антиквариат этого времени обретает известность благодаря проектам Чиппендейла, который соединил черты готики, французского рококо и элементы китайской культуры. Лак, роспись и золочение становятся обязательными элементами отделки.

 

    Период Регентства.

 

    Шотландский архитектор Роберт  Адам способствовал переходу угасающего стиля позднего Георгианского периода к неоклассицизму. Вертикальные линии, овалы, колонны, урны, резьба, золочение и роспись стали атрибутами старинной мебели той эпохи  и передали влияние французского стиля Людовика XVI. Известный мастер Томас  Шератон развил идею неоклассицизма.   Английский ампир соединил египетские мотивы и военную символику, демонстрируя морское превосходство Великобритании в последние годы революционных событий Франции.  Увеличение побед адмирала Нельсона отразилось на элементах старинной мебели, где в качестве декора стали использоваться якоря, канаты  и дельфины.

 

    Викторианский стиль.

 

    Модные тенденции викторианского периода, который продолжался с 1837 по 1901 годы, ярко отразились на антикварной мебели. Мягкие изогнутые и закругленные линии, глянцевые поверхности во французском стиле и сложная отделка, мотивы  и элементы из различных эпох использовались совместно и  способствовали созданию особого стиля эклектики.  Антикварные столы, буфеты, стулья, кресла привлекали изысканностью и изготавливались из красного дерева, палисандра, дуба и сосны.

 

   Начиная с 1860 года, в моду входит плетеная винтажная мебель, которая успешно сочетала элементы готики, рококо, китайские мотивы и классику. Раритетные книжные шкафы, детские кроватки и кресла-качалки привлекают внимание искусностью изготовления. Желание сделать  предметы меблировки более удобными привело к применению сложных методов обивки с помощью текстиля.  Доступная во многих цветах кожа использовалась не только в качестве обивочного материала для раритетных стульев и диванов, но и как материал для инкрустации.

 

    Модерн и Арт-деко.

 

    Антикварный стиль, известный уже более 100 лет, демонстрирует слияние артистизма и достижения промышленной революции. Виниры и шевроны, зеркала и египетские узоры,  стекло, фанера  и хром акцентируют внимание на свободе взглядов и стремлении расширить общепринятые рамки классических стилей. Винтажная мебель  тесно переплетается с высокой модой и подчеркивает влияние кубизма, сюрреализма, африканского искусства и восточной культуры. Тяжелая викторианская геометрия уступает место новым простым линиям и ярким цветам, подтверждая изречение века «форма следует за функцией».