С латыни слово «буфет» переводится как «щегольской стол». Впервые данное понятие позаимствовали французы. Они называли буфетом особый шкаф, в котором хранилась посуда из серебра и фарфора. Так как посуда требует аккуратного хранения, и в связи с её ценностью, старинные буфеты имели отделения. Для каждого из них предназначался определенный вид посуды. Дверцы буфета оснащались защелками.
В 17 веке буфеты начали изготавливать с полками из стекла и с закрытыми дверцами шкафчиков. На этих полках хранилась посуда из стекла и хрусталя, а также необходимое к обеду белье. Столовые приборы из металла хранились в специальных ящиках. Для тяжелой посуды из фарфора – чайников, блюд, массивных тарелок, чаш предназначались большие закрытые полки внизу буфета. Верх и низ буфета были разделены столиком с нишей. Такая конструкция оказалась «вечной», ведь и сейчас, несмотря на разные дизайнерские решения, смену моды и вкусов эта разработка присутствует в современных буфетах.
Буфетный столик был необходим при выносе приборов к столу. Со временем этим столом стали пользоваться и при приготовлении закусок. Таким образом, появилось еще одно значение «буфета». Во всей Европе признали удобство и практичность такого элемента интерьера как буфет. При этом никто даже не старался перепланировать уже готовое конструкционное решение. Правда, в каждой стране находилось собственное применение буфета. К примеру, нишей французы пользовались для хранения бутылок с вином и ваз с фруктами. В Германии ниша предназначалась для хранения массивных пивных кружек и декоративных ваз из фарфора, свинца и прочих тяжелых материалов. В России ниша была необходимо для того, чтобы ставить в неё самовар и поднос, а также чайник для нагрева воды. В том случае, если буфет был высоким, а ниша большой, то на неё ставили медный таз, чтобы варить варенье. Кроме своей функциональности буфет был и украшением интерьера. Такой декоративный элемент мебели говорил о достатке семьи. Буфет создавал атмосферу роскоши.
Раньше, как и сейчас, ценилась стильная мебель. Люди предпочитали изысканность в интерьере. Буфет, как немаловажная деталь всего интерьера, всегда подбирался в один тон и стиль с прочей мебелью. Например, были очень популярны буфеты в стиле модерн или, как принято говорить сегодня, в стиле «арт нуво». В Германии в конце 19 века такие буфеты были во многих домах. Часто они были выполнены из черного отполированного дуба, что придавало интерьеру величественности. Элегантность буфетов в стиле модерн подчеркивалась округленной формой поверхности, витражами, резными розетками и бронзовой фурнитурой. Высота буфета могла достигать более двух метров. Глубина – более метра, а ширина около 2,5 метров. При всей массивности буфеты в стиле модерн выглядели стильно.
Старинные буфеты в стиле ренессанса исключали всяческие стекла и зеркала. Это были деревянные, часто выполненные из ореха, массивные буфеты.Небольшиеколонны таких буфетов были украшены резными скульптурами. Это могли быть растения, животные, лица и бюсты людей, орнамент. Ручки могли иметь замысловатую форму и служить декоративным украшением буфета. Такая мебель привлекала внимание и ценилась хозяевами.
Оригинальными и красивыми создавали буфеты в готическом стиле. Внешне такие буфеты напоминали дворцы. Некоторые из них имели своеобразные «балконы» как декоративный элемент или для хранения напитков. Башенки и колонны были искусно украшены растениями и ангелами, которых вырезали умелые руки мастеров. Геометрические фигуры с острыми углами отличали готический стиль буфетов от прочих. Полки имитировали пол королевского двора, устланного декоративной плиткой в форме изящной мозаики.
Ручки ящиков могли украшать кисточки или ключики. Небольшое в центре буфета зеркало возвращало в реальность и указывало, что данное изобретение – это всё же не королевский дворец, а буфет в стиле «готика».
Буфеты в стиле «эклектика» были менее выдающимися внешне, однако, не менее популярными и интересными. Часто их изготавливали из благородного орехового дерева. Такие буфеты отличались некой строгостью и лаконичностью. В них не было изящных «балконов», однако мастера не редко вырезали на дверцах буфетов изображения воинов в доспехах и растения. Такие работы имели историческое содержание, что является особенностью стиля эклектика.
Буфеты в охотничьем стиле часто создавали из дубового дерева со стеклами в дверцах, сквозь которые была видна посуда, красивые сервизы из дорогих материалов. Поистине шикарное украшение дома, которое демонстрирует хороший вкус и богатство семьи. Мастера вырезали птиц, растения и животных на стенках охотничьих буфетов. Нередко их украшали и сами охотники в полный рост.
Буфеты в стиле неоренессанс были довольно распространенными. Они отличались симметричными прямоугольными фигурами, узорами на пилястрах, дверцах, ножках буфетов. Этот стиль яркий. Нередко буфеты в стиле неоренессанс исключали зеркала, стекла, декоративные элементы, ручки, кисти, колонны. Они также были вместительны, включали много полок для разной посуды и выдвижные ящички.
Ар-деко – один из самых популярных стилей старинных буфетов. Отличалась такая мебель строгой закономерностью, множеством смелых орнаментных и геометрических узоров, шиком и роскошью. Редкие породы дерева использовались мастерами для создания буфетов в стиле ар-деко. Широкие с небольшими стеклянными дверцами буфеты напоминали витрины. Вместительные и просторные полки позволяли демонстративно выставить на них дорогие напитки, фрукты, посуду и прочие вещи, которые стали бы лучшим украшением интерьера. Искусно украшенные резьбой ящички можно недооценить, рассматривая издали, однако вблизи можно увидеть красивую тонкую работу талантливых мастеров по изготовлению мебели.
Стиль рококо, возникший во Франции, очень удачно стал воплощаться в элементах мебели обеспеченных домов, в частности, буфетах. Изысканность отделки стенок и шкафчиков, декоративный орнамент указывали на стиль рококо. Не исключением были резные мифологические элементы. Изогнутые ножки буфетов вызывали восторг у ценителей искусства и создавали эффект легкости массивного широкого буфета. Стиль рококо действительно придавал недостающей изящности крупным буфетам.
Запоминающимся и интересным является стиль ампир, который применяли и в изготовлении буфетов. Мебель в стиле ампир всегда включала резные фигуры львов, лебедей, грифонов и прочих животных. Завитки на колоннах, небольшие пилястры были обязательными элементами в разработке дизайна буфета. Пышности и высокого вкуса придавали буфеты в стиле ампир.
Буфеты в стиле барокко пылали величием, богатством и красотой. Причудливые линии, контрасты, сложные элементы декора, яркость – вот отличительные характеристики старинных буфетов в стиле барокко. Часто в качестве материала для изготовления буфетов предпочитали дуб. Орнамент из цветов и растений, плодов деревьев, лап животных украшал буфеты. Иногда мастера прибегали к золотому и серебряному напылению в качестве декора. Богатая резьба и дорогие металлы характеризовали буфеты как те, что принадлежали к стилю барокко.
Византийский стиль буфетов выражался в нескрываемой безумной роскоши и вычурности. Нередко буфеты в этом стиле были украшены резьбой в форме голубей, рыб, вьющихся растений, ленточных сплетений. Золотое напыление также использовалось при создании византийского стиля буфетов. Цвета дерева могли быть разнообразными.
Буфет издавна считался почетным элементом интерьера гостиной и столовой. Он всегда располагался около обеденного стола и свидетельствовал о соблюдении семейных обычаев и обеспеченности дома. Буфеты передавались по наследству. Изменялся только стиль выполнения работы, элементы декора, материал, цвет, количество полок и зеркал в нем, но функциональность, которая так ценна, всегда