Живопись не может ограничиваться использованием кистей и красящих пигментов. Примером тому служит этот винтажный мраморный стол, который раскрывает грани мастерства художников камнерезного искусства. Красочный декор, созданный с помощью пластин из полудрагоценных камней, демонстрирует тонкость отделки, характерной для всех произведений, использующих технику византийской мозаики.
Флорентийские мастера в эпоху Возрождения создали необыкновенно искусную манеру работы с камнем, которая позволила усовершенствовать принципы римской мозаики, выполняемой из фрагментов камней правильной геометрической формы. Метод, получивший название pietre dure, позволил основателям новой обработки камня подарить всему миру «живопись для вечности».
Столешница мраморного стола представляет собой великолепный образец итальянской техники византийской мозаики, которая впечатляет своими красками и ювелирностью выполненной работы. Примеры такой живописи в камне украшают не только европейские дворцы, но и всемирно известный в Индии комплекс Тадж Махал. Отличительными особенностями этого метода стало использование цветочных орнаментов, которые выполнялись с применением цветовых оттенков природных материалов яшмы, малахита, родонита, лазурита, перламутра и мрамора.
Благодаря тончайшей инкрустации полудрагоценными камнями, массивный мраморный стол получил изящное оформление, которое позволило придать утонченность его основательной конструкции, состоящей из черного мрамора с белыми прожилками. Мастер изначально задумал использовать контраст оттенков, взяв в качестве базового материала столь тяжеловесный цвет камня, поскольку декор в виде мозаики, выполненной в технике pietre dure, должен притягивать внимание богатством тоновых переходов белого, янтарно желтого и лазурного цветов.
Маленькие элементы мозаики pietre dure по существу являются каменными элементами техники маркетри, которая всегда выполнялась с использованием тонких пластин черепахового панциря. Однако мастерство флорентийских мастеров позволило обрабатывать полудрагоценные камни до полупрозрачного состояния и создавать поистине удивительные сочетания, составляя цветовые композиции, не теряющие свои оттенки длительное время.
Мраморный стол, украшенный тонким неповторимым орнаментом, имеет изящные линии основания, которое является своеобразным пьедесталом для живописно оформленной столешницы. Черный мрамор с белыми прожилками поддерживает пышную орнаментальную композицию, поскольку просматривается сквозь рисунок, заставляя его краски играть в контрасте оттенков. Тонкие пластины камней, перекрывая друг друга, дарят неповторимое богатство оформлению. Точно вырезанные фрагменты, накладываясь друг на друга, передают плавный переход цветов. Это достигается тщательной обработкой всех элементов и соединением рисунка в единое целое путем кропотливого труда искусного резчика по камню.
Именно благодаря художественному чутью мастера, который сумел сочетать природные материалы для осуществления своего замысла, мраморный стол обрел идеальное украшение поверхности, способное дарить красоту и богатство красок долгие годы. Рисунок подобран в соответствие с древнегреческими традициями, где всегда присутствовали вазы с фруктами, лиры и растительный орнамент. Завитки лепестков, райские птицы с дивным опереньем придают еще большую декоративность оформлению. Смешение красок использовано именно флорентийское, поскольку техника, распространившаяся до Индии, стала демонстрировать невероятное количество цветовых соединений и применять более разнообразные материалы, а, следовательно, рисунок обрел новые оттенки, соотносящиеся с палитрой камней. Однако этот мраморный стол всегда будет напоминать о богатстве и роскоши Византии и мастерах Флоренции, подчеркивая своей яркой индивидуальностью атмосферу респектабельности и сдержанной элегантности.